Диагностика
Техники
Интервью
Мероприятия
Примеры
Возражения
Вдохновение
Библиотека
Благодарим

Михаил Чехов об образах в нашей психике
(Избранные цитаты из книги "Техника актёра")

Вечер. После долгого дня, после множества впечатлений, переживаний, дел и слов Вы даете отдых своим утомленным нервам. Вы садитесь, закрыв глаза или погасив в комнате свет. Что возникает из тьмы перед вашим внутренним взором? Лица людей, встреченных Вами сегодня. Их голоса, их разговоры, поступки, движения, их характерные или смешные черты. Вы снова пробегаете улицы, минуете знакомые дома, читаете вывески... Вы пассивно следите за пестрыми образами воспоминаний проведенного дня.

Но вот незаметно для Вас самих Вы выходите за пределы минувшего дня и в Вашем воображении встают картины близкого или далекого прошлого. Ваши забытые, полузабытые желания, мечты, цели, удачи и неудачи встают перед вами. Правда, они не так точны, как образы воспоминаний сегодняшнего дня, они уже «подменены»кем-то, кто фантазировал над ними в то время, как Вы «забыли»о них, но все же Вы узнаете их. И вот среди всех видений прошлого и настоящего Вы замечаете: то тут, то там проскальзывает образ совсем незнакомый вам. Он исчезает и снова появляется, приводя с собой других незнакомцев.

Они вступают во взаимоотношения друг с другом, разыгрывают перед вами сцены, Вы следите за новыми для вас событиями, Вас захватывают странные, неожиданные настроения. Незнакомые образы вовлекают Вас в события их жизни, и Вы уже активно начитаете принимать участие в их борьбе, дружбе, любви, счастье и несчастье. Воспоминания отошли на задний план - новые образы сильнее воспоминаний. Они заставляют Вас плакать или смеяться, негодовать или радоваться с большей силой, чем простые воспоминания. Вы с волнением следите за этими откуда-то пришедшими, самостоятельной жизнь живущими образами, и целая гамма чувств пробуждается в вашей душе. Вы сами становитесь одним из них, ваше утомление прошло, сон отлетел, Вы в приподнятом творческом состоянии.

Актер и режиссер, как и всякий художник, знают такие минуты. «Меня всегда окружают образы, - говорит Макс Рейнгардт. »все утро, - писал Диккенс, - я сижу в своем кабинете, ожидая Оливера Твиста, но он все еще не приходит«. Гете сказал: »Вдохновляющие нас образы сами являются перед нами, говоря: «Мы здесь!» Рафаэль видел образ, прошедший перед ним в его комнате, - это была Сикстинская мадонна. Микеланджело воскликнул в отчаянии: «Образы преследуют меня и понуждают ваять их формы из скал!»

Если бы современный актер захотел выразить старым мастерам свои сомнения по поводу их веры в самостоятельное существование творческих образов, они ответили бы ему: «Ты заблуждаешься, предполагая, что можешь творить исключительно из самого себя. Твой материалистический век привел тебя даже к мысли, что твое творчество есть продукт мозговой деятельности. Ее ты называешь вдохновением! Куда ведет оно тебя? Наше вдохновение вело нас за пределы чувственного мира. Оно выводило нас из узких рамок личного. Ты сосредоточен на самом себе. Ты копируешь свои собственные эмоции и с фотографической точностью изображаешь факты окружающей тебя жизни. Мы, следуя за нашими образами, проникли в сферы, для нас новые, нам дотоле неизвестные. Творя, мы познавали!»

Власть над образами
Но если в Вас достаточно смелости, чтобы признать самостоятельное существование образов, Вы все же не должны довольствоваться их случайной, хаотической игрой, как бы много радости она ни доставляла Вам. Имея определенную художественную задачу, Вы должны научиться властвовать над ними, организовывать и направлять их соответственно вашей цели. (Упражнения на внимание помогут Вам в этом.) Тогда, подчиненные Вашей воле, образы будут являться перед Вами не только в вечерней тишине, но и днем, когда сияет солнце, и на шумной улице, и в толпе, и среди дневных забот.

Активно ждать
Но Вы не должны думать, что образы будут являться перед Вами законченными и завершенными. Они потребуют немало времени на то, чтоб, меняясь и совершенствуясь, достичь нужной Вам степени выразительности. Вы должны научиться терпеливо ждать. Леонардо да Винчи годы ждал, пока он смог закончить голову Христа в "тайной вечере". Но ждать - не значит ли это пребывать в пассивном созерцании образов? Нет. Несмотря на способность образов жить своей самостоятельной жизнью, Ваша активность является условием их развития.
   Что же делаете Вы в период ожидания? Вы задаете вопросы являющимся перед Вами образам, как Вы можете задавать их вашим друзьям. Весь первый период работы над ролью [образом - прим. DН], если Вы систематически проводите его, проходит в вопросах и ответах, Вы спрашиваете, и в этом Ваша активность в период ожидания. Меняясь и совершенствуясь под влиянием Ваших вопросов, образы дают Вам ответы, видимые Вашему внутреннему взору.
Но есть два способа задавать вопросы. В одном случае вы обращаетесь к своему рассудку. Вы анализируете чувства образа и стараетесь узнать о них как можно больше. Но чем больше Вы знаете о переживаниях вашего героя, тем меньше чувствуете Вы сами.
   Другой способ противоположен первому. Его основа - ваше воображение. Задавая вопросы, Вы хотите увидеть то, о чем спрашиваете. Вы смотрите и ждете. Под вашим вопрошающим взглядом образ меняется и является перед вами как видимый ответ. В этом случает он продукт вашей творческой интуиции. И нет вопроса, на который Вы не могли бы получить ответа. ... Но, разумеется, не на всякий вопрос Вы получите немедленный ответ. Образы часто требуют много времени, для того чтобы совершить необходимое им превращение. ... Могут понадобиться часы, а может быть, и дни. Вы увидите ряд сцен, моментов, мгновений, где все с большей и с большей ясностью Ваш [образ] своим поведением, своей "игрой", за которой Вы следите вашим внутренним взором, шаг за шагом сделает ясным для Вас свое отношение к другому лицу. На это Вы должны дать ему время. ... Ваш настойчивый вопрошающий взгляд заставит их постепенно прийти к двум, трем сценам (а может быть, и всего к одной), когда перед Вами вспыхнет основная идея

"Видеть" внутреннюю жизнь образа.
...
Микеланджело, создавая своего Моисея, "видел" не только мускулы, волны волос на бороде и складки одежды - он видел внутреннюю мощь Моисея, создавшую эти мускулы, вены, складки и композицию ритмически падающих волос. Леонардо да Винчи терзали образы его фантазии своей пламенной внутренней жизнью. Он говорил: где наибольшая сила чувств, там и наибольшее мученичество.

 

Web-мастеру dpage©2008