Диагностика
Интервью
Мероприятия
Примеры
Возражения
Вдохновение
Библиотека
Благодарю

Ценностный подход сейчас в моде в области психологии управления и успеха. Он соединяет в себе лучшие традиции подчинённости цели, пришедшие к нам из бизнеса, и обращение к идеальному, пришедшему из философии и религии.

Говоря об основных понятиях данного подхода, нужно разделять ценности и потребности. Иерархия потребностей - это 5-ти ступенчатая пирамида Маслоу. 5-уровень - это и есть потребность в реализации ценностей. Удовлетворение 4-х уровней потребностей:
 - физиологические (воздух, вода, еда, сон, физическая активность)
 - безопасность (жилище, отсутствие угрозы жизни и здоровью)
 - принадлежность к группе (ощущение - я не один)
 - признание (я делаю что-то лучше других)
может отнимать всё свободное время и человек не выходит на уровень удовлетворения своих ценностей. В этом случае ценностями человек будет называть (и ощущать) то, что даёт удовлетворитиь ему свои потребности - работа, дом, друзья, семья и т.п.

Переход с уровня на уровень происходит не только когда потребности удовлетворяются полностью и постоянно, но когда человек уверен, что в любой момент сможет удовлетворить потребности более низкого уровня. В этом заключается секрет мудрецов, которые всё время уделяют заботам о духе, веря в то, что простые и незначительные потребности тела и собственного эго они удовлетворят в любой момент.

Обращение к ценностям происходит, если потребности стабильно удовлетворяются и при этом остаётся свободное время и силы на что-то другое. Так же можно обратиться к своим ценностям во время личностного кризиса, стремления что-то изменить в жизни, при совершении какого-либо выбора. Как отделить в этом случае потребности и ценности?

Определения
Ценность - эмоционально переживаемая важность, значимость стимула внутренней или внешней среды для жизни и деятельности человека, реакция на который приводит к обретению целостности и проявлению личности человека (без этого я не я), приближению её к идеалу.

Потребность - эмоционально переживаемая важность, значимость стимула внутренней или внешней среды для жизни и деятельности человека, реакция на который приводит к удовлетворению дефицита, нужды и проявлению общечеловеческой иерархии потребностей (1-4 уровня по Маслоу, без этого человек - не человек).

Основным инструментом в работе с ценностями является ценностный ряд - список ценностей, ранжированных по значимости. Его составлению и посвящён данный раздел.

Web-мастеру dpage©2008